«Бескаркасные», «безарматурные», «плоские» — все это название одного и того же типа щеток стеклоочистителя, набирающего сейчас всю большую популярность как на сборочных конвейерах при первой установке на новый автомобиль, так и на вторичном рынке автозапчастей.
Идея щеток такого типа появилась в конце 80-х годов ХХ века как замена традиционным каркасным дворникам, ведь с развитием автомобилестроения по прихоти дизайнеров и специалистов по аэродинамике стекла становились все больше, увеличивалась их кривизна, сами щетки соответственно становились длиннее, а их каркас — более сложным и громоздким.
Так что же представляет собой современные щетки стеклоочистителя бескаркасные?
Вообще необходимо отметить, что технически такое название неверно – каркас у щеток такого типа есть. Но вместо привычной системы коромысел здесь применяется изогнутый пружинный стальной элемент в виде полос из упругой стали (см. рисунок), размещенный внутри резиновой ленты.
Щетка имеет профиль, который рассчитывают для профиля конкретного ветрового стекла. Расчетная рабочая кривизна должна сохраняться весь срок службы дворника независимо от динамически изменяющихся нагрузок и температуры окружающей среды. Эта, кажущаяся простой, пластина является на самом деле весьма высокотехнологичным продуктом и по праву является, наряду с резиновой лентой, важнейшим секретом высококачественных щёток. Как правило, резинолента на бескаркасных щетках стеклоочистителя сделана из синтетического каучука с добавлением графита. Каучук придает щетке эластичность, а графит повышает ее износоустойчивость и обеспечивает защиту от солнечных лучей, которые разрушают резину. Так же, благодаря графиту, дворник не скрипит по стеклу и лучше удаляет воду.
Преимущества бескаркасных щеток
Исходя из особенностей конструкции щеток данного типа можно выделить основные преимущества бескаркасных стеклоочистителей над традиционными каркасными.
- Первым и главным преимуществом принято считать более равномерное прижатие чистящей кромки щетки к стеклу, за счет чего улучшается качество очистки (см. график). Это достигается благодаря предварительно рассчитанному профилю стальных пружинящих полос в точном соответствии с кривизной стекла автомобиля. Число отрезков, где изменяется кривизна, может достигать 15, а контроль усилия прижатия на щетках Valeo производится в 32 точках. Однако это достоинство определяет и главный недостаток бескаркасных щеток: «дворник» уже не может быть универсальным. Из-за разной кривизны стекол на некоторых автомобилях щётки не очищают определенные зоны. Обычно это заметно около стойки со стороны пассажира. Пара сантиметров щетки может «висеть» над стеклом. Однако это не является браком.
- Второе преимущество — аэродинамическое. Бескаркасная конструкция, даже со спойлером, получается существенно ниже традиционной щетки. Отсюда и уменьшение лобового сопротивления, и снижение подъемной силы, отрывающей «дворник» от стекла. Особенно это актуально для машин с распашной схемой стеклоочистителя как например на Honda Civic, Peugeot 307, Citroen C4 Picasso и т.п. где каждая щетка имеет довольно большой размер. Еще один плюс — снижение шума. Воздушный поток гораздо тише проходит через монолитную низкую конструкцию по сравнению с хитросплетениями классического каркаса. На скорости 120 км/ч эффект может достигать внушительных двух децибелов.
- Третье преимущество — щетки стеклоочистителя бескаркасные меньше подвержены обмерзанию. В классических дворниках вода в шарнирах коромысел замерзает, щетка перестает плотно прилегать к стеклу и начинает оставлять неочищенные полосы. В бескаркасной конструкции этого не происходит. Качество очистки снизится если лед образуется непосредственно на резинке, но очистить бескаркасную щетку намного проще.
И напоследок небольшое видео о тесте в том числе и бескаркасных щёток.